Древнейший город Хива

Место рождения многих древних империй, народов – Узбекистан (Мавераннахр), который является одной из самых красивых республик Средней Азии. В одном из первых центров Великого Шелкового пути  сохранились неповторимые архитектурные памятники древнего Хорезмского царства, ставшие золотым наследием памятников из списков ЮНЕСКО.

Бывали ли Вы в Узбекистане?
Нет
47.39%
Да
52.61%
Проголосовало: 1456

Древнейший город Хива

Минареты, мавзолеи удивительного города Хива напоминают сказочное царство, появившееся, словно во сне, среди бесконечных просторов пустыни.

Бурная история этой части планеты оставила на земле свой след в виде легенд, традиций, обычаев, застывших в великолепии творений, созданных человеком. По одной из них город вырос на месте древнего поселения (оно существовало в 4-5 веке до нашей эры) рядом с колодцем, выкопанным сыном Ноя. Первый город назывался Хейвак. Расцвет, падение, завоевание армиями чужестранцев выпали на долю города. В 1837 году город стал принадлежать Российской империи. Сначала он входил в состав Туркмении, развивался, богател и главный расцвет получил в 18-19 столетиях. В этом году городу исполняется 2525 лет.

Расположение

Находится древняя Хива в Хорезмской области страны на расстоянии 30 км от областного центра Ургенч (кстати, в нём есть аэропорт, позволяющий добраться в Хиву из многих городов России). Город-музей под открытым небом располагается в низовье Амударьи рядом  с границей Туркменистана. Сегодня это современный город, состоящий  из двух частей: исторического района и строений настоящего времени. В уютном городе нет высотных зданий, но городская инфраструктура развита хорошо. Атмосферу восточного поселения оживляет традиционный базар, где многие столетия люди общаются, торгуют, отдыхают. Архитектурные шедевры, оригинальные улочки давно стали элементами международного туризма.

Достопримечательности

В уникальной атмосфере города можно по-настоящему почувствовать старинную жизнь разных эпох. Понять особенное чувство пропорций архитектурных построек древнего востока, вечный и неповторимый интерьер с использованием мозаики. Композиция города построена на великолепии величественных минаретов, мечетей, медресе, построенных с каким-то небывалым чутьем соединения с окружающим ландшафтом и более ранними строениями. Кажется, что ничего другого на конкретном месте не может стоять с таким непревзойденным эффектом

Старая Хива

По древним улочкам, рядом с красивыми минаретами можно бродить часами, днями и всегда открывать для себя что-то новое. В начале прогулки, кажется, что старый город наполнен беспорядочными хаотичными строениями. Но после первой прогулки начинаешь ощущать гармонию, сочетание дворцов с гаремами, бань, тюрем и т.д. Самым старым зданием называют цитадель Кунья-Арк (XIV столетие). Здесь (на окнах, стенах) можно увидеть старинный символ древних религий, сохранившийся на зданиях. Он представляет собой два треугольника, наложенные друг на друга (звезда Давида в иудаизме). Древняя Хива является единственным городом Центральной Азии, где сохранился внутренний город «шахристан» и в наше время выглядит так же, как много столетий назад. Внутренний город Хивы называется Ичан-Капе. Его площадь составляет 1 км2. Вдоль главной улицы Хивы стоят старинные монументальные строения: мавзолеи, минареты, мечети, медресе. На небольших улочках, уходящих вглубь Ичан-Калы, до сих пор живут люди, гуляют дети, сидят старики.

Ак Мечеть (Белая мечеть)

В каждом квартале (махалле, гузарах) Хивы (других среднеазиатских городах) стоит квартальная мечеть, где проходят богослужения, молитвы.

Белая мечеть находится в восточной стороне старой части города. Она построена в 1842 году, о чём свидетельствует надпись среди богатой резьбы по дереву на двери мечети. Фундамент мечети был заложен на два столетия раньше. Мечеть не имеет роскошного убранства. Основным украшением здания считаются двери, окна с уникальной резьбой. Сейчас отреставрированное в 1960 году здание не служит первоначальной цели. Сюда спешат туристы, чтобы посмотреть на оригинальный сферический купол белого цвета, помещение для молитв, айван с колоннами из дерева, окружающий мечеть с трёх сторон. Колонны только вверху украшают наборные капители. Простой, но изысканный архитектурный стиль мечети делает её одним из красивых памятников древней Хивы.

Ак Мечеть (Белая мечеть)
Яндекс картинки

Ата Дарваза

Это главные ворота для въезда в старый город (западная сторона Ичан-Кала). Предполагают, что во внутренней территории находились 43 торговых рядов, крытый базар Чорсу. Основные внутренние помещения (их 4) восстановили в 1975 году хивинские мастера, реставраторы в первозданном виде. Здесь находились комната для сбора налогов (Божхона). Помещение для обмена денег (Сар-рафхана). На створках ворот виден резной растительный орнамент «ислими» и геометрические узоры. В центральной части ворот выполнены четырёхугольники с вписанными кругами, на которых изображены восьмигранные звезды. На арабском языке здесь написана сура из Корана: «Нет бога кроме аллаха и Мухаммед – пророк его». Когда-то створки ворот находились в загородном дворце Амин хана в селении Ангарик. Справа от ворот находится медресе Мухаммед Амин-Хана, слева старая крепость Куня Арк. Высота ворот составляет 10 м при ширине 4 м.

Дворец Таш Хаули

В восточной части Старого города возвышается дворец, олицетворяющий мощь, величие, могущество ушедшей эпохи. Он построен по велению Аплакули-Хана. Дворцовый комплекс состоит  из трех частей: Семейный двор, помещения мехмонхона, где проходили церемонии, приёмы. Арз-Хаули или место для судебных процессов (в западной части дворца). Дворец построен из жженого кирпича, окружен высокой стеной и представляет собой неприступную крепость. Внутренний декор поражает богатством, красотой, изяществом. При этом самые роскошные покои принадлежали хану. Остальные 4 помещения занимали его жены (больше четырёх он иметь не имел права). Внутренние стены дворца украшены бело-голубой майоликой. Краски знаменитой керамической глазури 2ишкор» сохраняют цвет на протяжении многих столетий. Потолок расписан красно-коричневыми оттенками, гармонирующими с медными элементами декора. По структуре дворец представляет собой чередование замкнутых террас, дворов, лоджий, айванов. В центре внутреннего двора находится колодец. С внешней стороны дворец имеет высокие стены со сторожевыми башнями, закрытыми воротами. Его основная красота спрятана внутри.

Дворец Таш Хаули
Яндекс картинки

Джума Мечеть и Минарет

Пятничная мечеть является самой старой мечетью Ичан-Калы. В ней проходит главный намаз по вечерам каждой пятницы. Простое одноэтажное здание без величественных куполов, арок, порталов, ярких украшений. Молитвенный зал размерами 55×46 м имеет плоскую крышу, три световых колодца, создающих мистический полумрак. Внутреннее помещение зала заполнено многочисленными колоннами, поддерживающими потолок. Их всего 212 (25 сохранились с давних времён). Есть предположение. что некоторые из них взяты из первой столицы Хорезма, погибшей  водах Амударьи. Колонны отличаются резьбой, формой и представляют большую художественную ценность. Мечеть построена в XV столетии на месте здания архаичного типа X столетия.

Кальта Минар

Минарет считается символом города Хива. Его высота составляет 29 м, хотя это всего лишь третья часть от первоначальной задумки. Планировалось построить самый высокий минарет мусульман на Востоке. Название «Кальта» или короткий и получил минарет от своих неисполненных планов. Бирюзовый великан как – будто срезан и стал короче. Его необыкновенный наряд из фантастически красивой майолики, глазурованной плитки сверкает на солнце и привлекает внимание прохожих. Интересно знать, что пять башен Хивы построены вдоль одной линии с расстоянием между минаретами 200 м. Они строились разными архитекторами, в разное время, но все нарядные и красивые.

 Кальта Минар
Яндекс картинки

Мавзолей Пахлаван Махмуда

Кажется, что небесно-голубой купол мавзолея возвышается не только над древней Хивой, но и касается облаков такого же цвета. Комплекс мавзолея считается лучшим представителем хивинской архитектуры XIX столетия. Пахлаван Махмуд (XII столетие) был поэтом и богатырём с необычной силой, способным исцелять людей. Его почитают как святого покровителя города (пира). Могила непобедимого борца находилась на кладбище за Джума-мечетью. На месте мастерской по дублению кожи (она принадлежала Пахлавану Махмуду) вырос мавзолей, и это место стало одним из центров паломничества. Рядом с могилой постепенно сформировался комплекс интересных памятников и вырос красивый мавзолей. Вначале здание было простым, но благодаря популярности оно быстро превратилось в интересное, величественное сооружение. Появлялись новые постройки, дополняющие комплекс. В новом семейном склепе стали хоронить семью хана и других правителей. Мраморные надгробия красиво оформлены и служат декоративными элементами мавзолея.

Мавзолей Саида Алаудина

Одна из древнейших усыпальниц Хивы построена над могилой знаменитого шейха Саида Алаудина (1303 год). Для посещения мавзолей открыт ежедневно с 8 утра до 17 часов вечера. Здание отличается отсутствием декора на элементах из глиняного кирпича с грубой обработкой. Только надгробия украшены знаменитым орнаментом из майолики. Рекомендуется осилить подъем по лестнице и посетить смотровую площадку мавзолея. С неё открывается необыкновенный вид на Старую Хиву. Простые стены древнего мавзолея (монгольского периода возведения) дают возможность отдыха глазам во время прогулки.

Мавзолей Саида Алаудина
Яндекс картинки

Мавзолей Уч-Овлия

Мавзолей трех святых находится возле западных стен Таш-Хаули. Когда-то на этом месте находилось загородное кладбище. Громадный зал расположен под ячеистым сводом купола. Здесь много захоронений. Данные историков подтверждают возведение здания в XVI столетии. После реставрации 1980 годов мавзолей открыт для посетителей.

Мавзолей Уч-Овлия
Яндекс картинки

Медресе Амир Тура

В северной части Ичан-Капы возвышается строение, созданное во время узбекского правителя Мухаммад Рахим Хана его старшим братом в 1870 году. Амир Тур был главой Уламо. Здание выполнено в традиционном стиле и состоит из двух этажей на главном фасаде и ещё три этажа спрятаны за высокой стеной. Внутри находится двор. Сразу за парадным входом находится вестибюль (мианхана) и помещения бывшего учебного заведения (дарсхана). Все строения комплекса выдержаны в строгих  формах. Сохранились только интересные ажурные решетки на окнах. Одной из причин отсутствия традиционного украшения называют вторжением в Хиву войск Российской империи.

Медресе Амир Тура
Яндекс картинки

Медресе Кази-калян

Здание воздвигли в историческом центре города в 1905 году на средства главного судьи (кази-калан). Оно находится с северо-западной стороны Джума мечети и входит в число памятников музея заповедника Старая Хива (Ичан-Кала). Медресе имеет прямоугольный план построек. В трёх купольном вестибюле (миансарай) находятся учебные аудитории. Отдельным куполом завершается зимняя мечеть. Колонны портала покрыты голубой и зелёной майоликой. Сейчас помещения медресе занимают экспозиции музея «История и музыкальное искусство Хорезма». В ней представлено 352 элемента, отражающие историю музыки. Здесь можно услышать произведения, исполняемые на древнем музыкальном инструменте хорезмских макомов.

Медресе Кази-калян
Яндекс картинки

Медресе Кутлуг-Мурад-Инака

Предыдущие здания такого типа возводились в Хиве в форме крепостей разного размера. Этот мавзолей сразу отличался роскошным фасадом, большим количеством украшений, наличием пятигранных арок на портале. Поверхности арок окантованы орнаментом из майолики, угловые башни сохранили элементы знаменитой резьбы «ганчу». Как говорят предания, Қутлуг Мурад завещал похоронить его у входа в построенном им медресе. Обойдя строгие древние обычаи хивинцев, его тело внесли в небольшое здание медресе, разрушив, а потом заново отстроив, стены крепости. Через некоторое время здесь началось грандиозное строительство новой постройки.

Медресе Кутлуг-Мурад-Инака
Яндекс картинки

Медресе Матнияз Диван-беги

Одноэтажное здание медресе построено в 1871 году министром финансов Диван-беги. Центральный фасад смотрит на медресе Амин Хана, имеет высокий портал, пятигранную нишу. Он украшен традиционной майоликой в сине-белых, голубых тонах. На боковых крыльях фасада размещаются три ниши в виде арок с небольшими куполами, миниатюрными фонариками. Купола покрыты кирпичами зелёного цвета и орнаментом из основных оттенков. В медресе находятся 10 худжар (келий), несколько комнат для занятий, зимняя и летняя мечеть.

Медресе Матнияз Диван-беги
Яндекс картинки

Медресе Мухаммад Амин-хана

Создание самого большого средневекового медресе на территории всей Азии связано с желаниями, амбициями Мухаммад Амин хана. Он хотел построить величественное сооружение и заставлял работать на строительстве день и ночь, выполняя только его указания. Существует легенда, по которой в основании минарета замурован мастер, не захотевший выполнять его указы. Гибель Хана во время войны с Турции не позволила выполнить все его мечты и многие части постройки остались недостроенными (например, минарет). Два этажа медресе возвели в 1854 году. На их площадях находятся учебные аудитории, кельи для 260 учеников, живущих здесь одновременно. Вместе с традиционными элементами строения в архитектуре медресе появились  двухкомнатные худжры, лоджии, выходящие на фасад второго этажа. Украшение внешнего периметра, фасада здания создало особую привлекательность медресе. Его портал венчается пятью куполами. Он украшен орнаментом из майолики  и традиционными узорами из красивого кирпича. Двери выполнены с украшением из богатой резьбы. На окнах стоят «ганчевые» решетки «панджара». В здании под громадным бирюзовым куполом минарета находится канцелярия Высшего Суда мусульман (Шариат Кази). Несмотря на то, что медресе не достроено, оно поражает красотой убранства, величием своих форм.

Медресе Мухаммад Рахимхана

Во время правления известного представителя династии кунграт (1770 год) проводились значительные работы по благоустройству города, внедрялись реформ в экономике, политике, образовании. В это время появились школы «новометодные», где кроме духовного обучения преподавались светские науки. В его стенах проходили диспуты, звучали стихи молодых поэтов. Медресе, названное его именем, возвышается напротив ворот Древнего ковчега. Двухэтажное здание с большим порталом, многочисленными внутренними помещениями, двумя мечетями закончилось в 1876 году. Оно отличается от других школ шириной, украшением и считается образцом зодчества ушедшей эпохи Хорезма. После реставрации 1994 года в здании зимней мечети разместился «Хорезмский литературно-исторический музей». В нем можно подробно узнать историю, культурные традиции Хивинского царства, посмотреть на уникальную коллекцию символов государства (флагов, гербов), монет, фотографий, оружия, одежды и т.д.

Медресе Мухаммад Рахимхана
Яндекс картинки

Медресе Сейид-бея

Комплекс религиозных строений находится у ворот Палван-дарваза за пределами Ичан-Калы. Он состоит из небольшого двухэтажного медресе, минарета, девяти купольной мечети, к которой примыкает айван открытого типа с тремя деревянными колоннами начала XIX столетия. Высота минарета прямоугольной, цилиндрической формы достигает 30 м. Его вершина обозначена арочным фонарем, интересным карнизом. Отличается он необычным оттенком фигурной кладки: она выполнена из зелёной плитки. Ансамбль построен по приказу богатого купца Сейида Шеликир – Бия. Это одна из немногих школ, ведущих свою деятельность без перерывов.

Медресе Сейид-бея
Яндекс картинки

Медресе Хурджум и Аллакули-хана

Каждый правитель оставлял свой след в формировании ансамбля Ичан-Калы. Казалось, что уже нет свободного места для возведения новых медресе, мечетей. Но Аллакули-Хан, для того чтобы увековечить свое имя, не только в зданиях дворца, караван-сарая, но  и роскошным медресе, предложил убрать защитную стену, старые постройки и построить новое здание рядом с медресе  Ходжамбердыбия. Новая композиция завершила исторический ансамбль Ичан-Калы. Она получилась выразительной, удачной. Разные уровни постройки, узкие проходы, купола над торговыми нишами, бирюзовые вставки на фасадах, мечеть, колоннады. Традиционное украшение фасада, стен создано майоликой синего, голубого, белого оттенка с оригинальным черным контуром вокруг рисунков. Майоликой обозначены даже задние стены медресе (чего нет у аналогичных построек). Это одно из самых больших медресе Хивы. Сейчас в здании находится Музей истории медицины.

Интересно. Что на втором этаже находилась библиотека, основанная Аллакули-Ханом.

Медресе Хурджум и Аллакули-хана
Яндекс картинки

Медресе Ширгази-хана

Один из 24 исторических памятников древнего центра Хивы построено в 1726 году по приказу действующего правителя Узбекистана Ширгази-Хана. Он погиб во время восстания рабов. Завершал строительство другой хан. Кажется, что надпись на плите «Смерть от рабов приемлю», стала проклятием. Медресе строили рабы, завоеванные ханом (почти 5000 персов, превращённых в рабов). У западного крыла фасада здания находится небольшой мавзолей с захороненным ханом.   Стоит старинное медресе у входа в мавзолей знаменитого Пахлаван Махмуда. В известной школе в середине XVIII столетия учился поэт Махтумкули. Это его строки посвящаются священной постройке «Была мне книга здесь открыта золотая. Прости, я ухожу, прекрасный Ширгази».

Медресе Ширгази-хана
Яндекс картинки

Мечеть Богбонлы

Надписи на стенах мечети в юго-восточной части исторического центра подтверждают её возведение в 1809 году. Проектом здания занимался известный мастер Пахлаван-Кули, а замечательную резьбу на дверях выполнил мастер Мухаммад Руз. Согласно легенде , деньги на строительство мечети были подарены братьями-садоводами. Большую художественную ценность представляют деревянные колонны, сделанные по подобию элементов мечети Джума. Они украшены орнаментами и создается впечатление, что эти элементы старше самой мечети. Есть предположение, что при строительстве квартальной мечети использовались детали из разных древних построек.

Мечеть Богбонлы
Яндекс картинки

Минарет и медресе Ислам-Ходжа

Гости Хивы, усталые путники во все времена, глядя на яркие стройные минареты, красочные медресе, мечети, воспринимали город в виде волшебной, красивой сказки. Сложно выбрать с какой достопримечательности начинать знакомство с городом. Можно, например, осмотреть величественный ансамбль, названный в честь основателя религиозного центра главного визиря начала XX столетия хана ислама Ходжи. Благодаря его идеям в состав комплекса входили величавый минарет, небольшое здание медресе, больница города, почта, построенные на общем фундаменте с учетом древних архитектурных традиций. На главном фасаде элементами украшения являются декоративная кладка, мозаичные полосы, традиционные орнаменты вместе с современными лаконичными формами новых архитектурных решений. Мечеть украшена голубым куполом.

Центральный вход располагается у основания минарета и выделяется элементами из голубой майолики, повторяющей рисунок на башне.

Минарет и медресе Ислам-Ходжа
Яндекс картинки

Минарет Палвон-Кари

Архитектурный стиль минарета отличается от традиционных строений Хивы. Обычно диаметр минарета у основания превышает его по размерам на верхушке башни. Этот минарет имеет одинаковые размеры (большой цилиндр). На стенах отсутствуют декоративные украшения (есть только фигурные полосы из резного кирпича, которые хорошо выделяются на стенах минарета). Названа постройка в честь купца, сыгравшего важную роль в экономике, политике, общественной жизни города. Предполагают, что построено здание в конце XIX столетия.

Минарет Палвон-Кари
Яндекс картинки

Музей им. Аль-Хорезми и Бируни

К юбилею Аль-Хорезми (великий средневековый ученый, основатель алгебры) в городе был открыт самый интересный музей истории Узбекистана. В его название входит имя и другого знаменитого историка, философа, уроженца Хорезма Аль-Бируни. Экспозиции музея оформлены из элементов, найденных во время археологических раскопок. Богатства древнейших городищ  (Койкрылган-кала, Топрак-кала), фрагменты настенных росписей из дворца Топрак-кала, статуи, древние скульптуры хорошо рассказывают о древней жизни в этом месте. В музее есть особенные выставки, где представлены макеты старинных сооружений, фрагменты древних украшений фасадов и т.д.

Музей ремесел

Он размещается в здании медресе Матлан-бея. Экспонаты созданы из интересных работ мастеров ювелирного дела, каменщиков, чеканщиков, мастеров резьбы по дереву и, конечно, изделий древнего гончарного производства. Стены украшены изображениями фигур ремесленников с картинами их жизни, быта. Интерес представляет посещение кузницы, построенной во дворике медресе. Здесь предлагается посмотреть, как рождались кованые кувшины, подносы. Ни в одном другом музее Узбекистана нет такого» наглядного оформления». Музей входит в единый комплекс Государственного историко-архитектурного музея страны.

Музей ремесел
Яндекс картинки

Палвон-дарвоза

Важной частью защитных сооружений древних городов считались ворота. Их размещали в разных направлениях и окружали надежными средствами охраны. Обычно оформлялся арочный проезд и по его краям возвышались «ударные, охранные» башни. Проезд закрывался купольной крышей (Кой-Дарваза). Над воротами обустраивалась смотровая галерея. Пройти в крепость можно было через четыре входа с охраняемыми воротами. Восточные ворота Палван-Дарваза (1804-1806) похожи на каменный коридор («даш куча»), протянувшийся в направлении запад-восток с фасадами, арочными порталами. Проход перекрыт цепочкой, состоящей из шести куполов. В боковых стенах размещаются торговые лавки (по две в каждой арке). Сохранилась надпись на самой старой части строения: «Шахри Хива ил город Хива, 1806 год.

Палвон-дарвоза
Яндекс картинки

Памятник Аль-Хорезми

Гуляя рядом с Западными воротами Ичан-Кале, можно увидеть красивый памятник с фигурой сидящего человека с длинным, закрученным свитком в руках в момент великих раздумий, размышлений. Так представил скульптор С.Бабаян знаменитого математика Аль-Хорезми, оставившего потомкам важное наследие в теоретических основах алгебры. Его алгоритмы, понятия десятичных дробей стали основой для последующих научных достижений. Свиток в руке математика свисает до земли, символизируя бесконечную ценность его работ.

Памятник Аль-Хорезми
Яндекс картинки

Тим и караван-сарай Аллакули-хана

Расцвет, процветание торговли с Персией, Россией, Бухарой определился удобным местом расположения строений рядом с Восточными воротами, где проходили основные маршруты движения товаров Появлялись «тимы» или базары с крытыми навесами над рядами торговцев. основные. Для отдыха необходимо было иметь конкретные, безопасные места. Такую «гостиницу» или караван-сарай Аллакули – хан решил построить на территории с плотным заселением на левом берегу Амударьи. Впервые одно и то же строение совмещало функции постоялого двора, базара, склада для товаров. Купцы вместе с проживанием могли торговать, хранить привезённый товар и содержать в специальных местах своих вьючных животных. Архитектура новой постройки похожа на традиционные медресе. Основное отличие состоит в том, что караван-сарай изначально строился с удобным входом во двор. В двух этажных постройках на первом этаже находился склад, на втором – жилые помещения (худжары). При этом строение хорошо вписалось в окружающий ансамбль за счет разрушения части городской стены.

Тим и караван-сарай Аллакули-хана
Яндекс картинки

Цитадель Куня-Арк

Дворец, крепость, стоящие недалеко от западных ворот, когда-то являлись центром Ичан-Калы. Сейчас сохранились только руины древнего замка Акших-баба, где когда-то были летняя мечеть, приемная хана (курныш-хана), монетный двор, гарем. Термин «Арк» обозначает крепость. дворец хана в нутрии за крепостной стеной. После появления новых зданий прежние здания стали называть Куня Арк (старая крепость). Первой постройкой комплекса был «куринишхон», который возвели в 1688 году. Его разрушили в XVIII столетии иранцы, и новое здание строили в 1806 (существует сейчас). Интересно, что на возвышенности в центре двора на круглом возвышении находилась юрта для кочующих путников. Вдоль южной стороны дворца находился деревянный трон Хана, покрытый серебром в виде пластин с орнаментом. Сейчас он входит в экспозиции музея Москвы. На площади у входа в Куня Арк проводились военные парады, репетиции сражений. Здесь же было место для свершения приговоров узникам тюрьмы, находившейся с западной стороны цитадели.

Время намаза

Каждый мусульманин с детства (с 7лет) знает что «намаз» — это обязательная молитва, пятикратный акт поклонения Аллаху. Только так можно сблизиться с Аллахом. Обязательное обращение к нему через молитву выполняется независимо от места, условий (на проезжей дороге, в аэропорту, магазине), в строго указанное время. Оно высчитывается по методике всемирной мусульманской лиги. Рассчитывается время восхода солнца согласно координатам часового пояса конкретной местности. Для правильной ориентации на местности каждый мусульманин имеет прибор, позволяющий расположиться во время молитвы лицом к Мекке (черному камню). Главным условием перед намазом является омовение, чистая одежда. В процессе молитвы поднимают руки, согнутые в локтях (кисти рук располагают на уровне ушей). Время намаза, текст молитвы, перечень правильных обрядов должен знать каждый мусульманин.

Древний, красивый город Хива заслуживает неоднократного приезда и каждый раз он будет открывать таинственные странички своей долгой жизни.

Евгения/ автор статьи
Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Узбекистан
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: