Метро в Ташкенте

Ташкентский метрополитен – одна из достопримечательностей столицы Узбекистана. Красота станций отличается национальными художественными традициями и не уступает известным крупным подземным магистралям. Горожане считают, что именно их метро было лучшее в Советском союзе. Для гостей города организовывают экскурсии.

А Вы когда-нибудь бывали в Ташкенте?
Да!
65.08%
Нет, но очень хочу
34.92%
Проголосовало: 63

История строительства

Ташкент – город с многовековой историей с давних времен был культурным центром Средней Азии и крупным транспортным узлом. Численность населения возрастала со временем. Городской транспорт неизбежно развивался. С 1896 года в Ташкенте стал развиваться трамвайный вид транспорта на конной тяге. Позже на смену конке пришло электричество. До 40-х годов 20 века трамвай оставался единственным массовым видом пассажирского транспорта. Постепенно присоединялись автобусные и троллейбусные линии.

трамваи
Яндекс. Картинки

Мировой опыт показал преимущества подземного транспорта в крупных городах. Лондонский метрополитен был построен еще в 19 веке и после этого подземные железные дороги стали развиваться по всему миру. К 1935 году в мире действовало уже более 20 метрополитенов, в том числе и Московский. В январе 1941 года началось строительство Ленинградского метро. В 1960 открылось метро в Киеве.

Столицей Узбекской ССР Ташкент является с 30-х годов. В жизни Советского союза город играл не последнее значение. В годы Великой отечественной войны в Ташкент эвакуировали множество фабрик, заводов, киностудий, театров. Множество предприятий выпускало военную продукцию. Актеры, писатели, поэты оставили свои воспоминания о гостеприимстве города.

эвакуация оборудования заводов
Яндекс. Картинки

С 1959 года руководителем Узбекской ССР был Шараф Рашидов. Более 20 лет он посвятил развитию республики и благоустройству Ташкента. Несколько лет он пытался инициировать строительство ташкентского метро. Многие считают, что утверждение этого проекта произошло после землетрясения 1966 г. Стихия разрушила почти весь центр города.  Без крова осталось около 300 тысяч человек. Для поддержки дружественной республики в Ташкент прибыли Леонид Брежнев и Алексей Косыгин. Руководитель советских республик посчитал своим долгом оказать помощь в ликвидации последствий землетрясения. Была создана правительственная комиссия и вскоре строительные бригады съехались со всего Союза. Именно в тот приезд генсека Алексей Косыгин поддержал просьбу Рашидова и решение о строительстве метрополитена в Ташкенте было принято.

метро стройка
Яндекс. Картинки

В первую очередь был организован проектный институт посредством открытия филиала московского института “Метрогипротранс”. В конце 1972 года были сданы первые проекты ,и 2-ой тоннельный отряд приступил к строительству первого котлована для станции “Чиланзарская”.  В состав первого пускового участка входили:

  • девять станций;
  • три технологических объекта;
  • девять тяговых подстанций.

Общая длина участка – 12 км.

Решено было расположить метро над протекающими подземными водами на глубине до 18 м. Большая часть тоннелей выполнена закрытым способом.

метро стройка
Яндекс. Картинки

Строительство велось интенсивно, параллельно с проектированием. Ташкентским метростроевцам помогали специалисты из Москвы, Киева, Тбилиси, Ленинграда, Баку.

Сообща преодолевались возникающие трудности:

  • большое скопление грунтовых вод;
  • сейсмическая активность;
  • лёссовые осадочные породы.

Чиланзарская линия была открыта 6 ноября 1977 г. Она насчитывает 9 станций.

Вторая линия – Узбекистанская – заработала в 1991 году, а в 2001 введена в эксплуатацию Юнусабадская линия.

Особенности метрополитена

При закладке котлованов необходимо было освободить трассы от подземных городских коммуникаций, проложенных ранее. Строители производили демонтаж коммуникаций и прокладывали их в тоннелях, одевая в защитный кожух.

Учитывая то, что летняя температура воздуха достигает 50 градусов по Цельсию разработали специальные системы очищения и охлаждения воздуха. Летом в метро температура не поднимается выше 26 градусов, а влажность держится на уровне 65%. Зимой воздух прогоняется по подземным тоннелям и теплым подается на станции.

На станциях “Хамза” и “Алишер Навои” установлено сейсмическое оборудование оборудование. С его помощью можно определить места повреждений в тоннелях с точностью до миллиметра. Ремонтные бригады устраняют их в срочном порядке. Сильных землетрясений после 1966 года в городе не случалось, но небольшие толчки происходят регулярно.

Хамза
Яндекс. Картинки

Карта-схема

Движение в ташкентском метрополитене осуществляется по трем веткам, которые включают в себя 29 станций. Ветки соединены тремя пересадочными узлами. В состав поездов входит по четыре вагона. Загруженность метро небольшая потому, что пролегает подземная магистраль в основном под центральной частью города. Жителям отдаленных районов удобнее пользоваться наземным транспортом.

метро
Яндекс. Картинки

Искусство для всех

При строительстве метро особое внимание уделялось архитектурному и художественному оформлению станций. Важность эстетического восприятия ставилась в один ряд с техническими задачами. Все станции имеют неповторимый облик. Для работ по украшению станций были собраны профессиональные художники и скульпторы со всего Узбекистана и соседних республик. Со всей страны доставлялся розовый и белый мрамор, красный гранит и другие ценные виды камня.

При оформлении колонн станции “Пахтакор” использованы настенные керамические орнаментальные рисунки, а стены и платформы станции украшены цветными мозаичными панно в национальном стиле.

метро ташкента станция “Пахтакор
Яндекс. Картинки

На станции “Чиланзар” объемная керамика передает картины повседневной жизни Узбекистана. Впечатляют люстры диаметром 5 метров.

станция Чиланзар
Яндекс. Картинки

“Мустакиллик майдони” отличается торжественными колоннами с резными капителями, плавно переходящими в ажурный светлый потолок, галереей хрустальных люстр. Купола выполнены из монолитных железобетонных конструкций.

Мустакиллик майдони
Яндекс. Картинки

Бело-синий градиент стен станции “Космонавтлар” символизирует космическое пространство, а полоса люстр в центре зала – млечный путь. Стены украшают медальоны стилизованные под иллюминаторы прославляющие подвиг первопроходцев космоса.

Космонавтлар
Яндекс. Картинки

Арочно-купольная архитектура станции “Алишер Навои” отражает классический восточный стиль. Красивейший национальный орнамент выполнен узбекскими мастерами.

станция Алишер Навои
Яндекс. Картинки

“Шахристанская” станция отличается тем, что железнодорожные пути проходят в центре зала, а две платформы расположены напротив друг друга. До 2015 года станция носила имя узбекского геолога Хабиба Абдуллаева. Фойе украшено мозаичной картой Узбекистана из самоцветов. На карте обозначены уникальные геологические находки.

Шахристанская
Яндекс. Картинки

Единственная станция глубокого заложения – “Юнус Раджаби”. Ее глубина – 24 метра. Колонны станции выполнены в стиле восточной архитектуры. Их капители выполняют функцию светильников в строгой гармонии с центральными люстрами.

Юнус Раджаби
Яндекс. Картинки

Современное состояние

Строительство ташкентского метро развивается. Разработан план расширения метрополитена до 2025 года, по которому будут увеличиваться уже существующие ветки. Планируется строительство кольцевой линии наземным эстакадным способом. Всего задумано возвести более 30 станций и три вагонных депо. Новые станции уже открываются. В 2020 году запущена новая Сергелийская линия как продолжение Чиланзарской.

В метро используются подвижные составы советского и российского производства.

Все объявления в метро производятся на узбекском языке.

метро
Яндекс. Картинки

График работы

Со дня открытия ташкентский метрополитен работал без перерывов. В 2020 году в рамках борьбы с короновирусной инфекцией подземная дорога была закрыта в течение пяти месяцев.

Все станции начинают свою работу в 05.00 и заканчивают 00.00. Но один из вестибюлей на многих станциях открыты с 07.00 до 19.00. Интервалы движения в зависимости от часа пик составляют:

  • Чиланзарская – 3-7 мин;
  • Узбекистанская – 6-9 мин;
  • Юнусабадская – 7-10 мин;
  • Кольцевая (должна соединить Узбекистанскую и Чиланзарскую) – 10-15 мин.
метро
Яндекс. Картинки

Стоимость проезда

С января 2022 года ввиду роста затрат на электроэнергию и горюче-смазочные материалы размер стоимости проезда установился 1700 сум. Это немногим больше 17 российских рублей.

С 10.00 до 16.00 все пенсионеры Узбекистана имеют возможность бесплатного проезда при предъявлении пенсионного удостоверения.

Для проезда пассажиры могут приобрести разовые билеты и специальные транспортные карты.

Евгения/ автор статьи
Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Узбекистан
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: